Цель: знакомить обучающихся с событиями Великой Отечественной войны глазами детей военного времени, показать сопричастность детства героической борьбе народа с фашизмом.
Задачи: образовательная – дать представление о жизни маленьких граждан нашей страны в годы Великой Отечественной войны, их отношении к фашизму и решимости бороться с ним;
развивающая – чувство эмоционального сопереживания и сострадания к жертвам войны, гордости за свой народ и его героев;
воспитывающая - гражданскую позицию учащихся, патриотизм, бережное отношение к героической истории Родины, чувство сопричастности к ней.
Дети и война – нет более несовместимых понятий на свете….Сегодня мы поговорим о судьбах ваших ровесников – военном поколении детей. Дети войны… Они рано и быстро взрослели… Недетская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по серым листам похоронок. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война искалечила сотни тысяч детских судеб, отняла светлое и радостное детство.
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтаном радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
А. Молчанов
Вдумайтесь в эти цифры:
- Каждый день теряли 9168 детей,
- Каждый час – 382 ребенка,
- Каждую минуту – 6 детей,
- Каждые 10 секунд – погибал 1 ребенок.
Их детство прервалось 22 июня 1941 года. Дети стали взрослыми в одночасье –и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.
Фашисты на территории нашей страны уничтожали мирное население, сжигали целые деревни, чаще всего с оставшимися жителями, не щадили никого.
Дети на оккупированных территориях.
Из книги Светланы Алексиевич “У войны не женское лицо”.
Леонид Сиваков – 6 лет.
“…Заходили в хату со списком и по списку стреляли. Читают: мать, дед… Дети такие-то, по стольку лет… Посмотрят по списку, если одного нет, начинают искать… Когда всех найдут, тогда стреляют…
У нас в хате собралось шесть человек: бабушка, мама, старшая сестра, я и два младших братика. Шесть человек… Увидели в окно, как они пошли к соседям, побежали в сени с братиком самым маленьким, закрылись на крючок. Сели на сундук и сидим возле мамы. Крючок слабенький, немец сразу оторвал. Через порог переступил и дал очередь. Мы все упали, я завалился за сундук…
Первый раз пришел в сознание, когда услышал, что на меня что-то капает…
Капает и капает, как вода. Поднял голову: мамина кровь капает, мама лежит убитая.
Слышу: заходят двое. Пересчитывают: сколько убитых. Один говорит: “Тут одного не хватает. Надо искать”. Стали они искать, нагнулись под кровать, а там мама приховала мешок жита, а я за ним лежу. Вытянули они мешок, и пошли довольные.
Второй раз пришел в себя, когда загорелся наша хата. Как-то я выполз в огород, потом к соседу в сад. И только тут почувствовал, что у меня ранена нога и перебита рука.
Третий раз пришел в сознание, когда услышал, как кричала женщина.
Крик висел в воздухе.
Встать я не мог, подполз к яме и перегнулся вниз… Полная яма людей.
Лежал так до субботы, то есть сознание, то нет. В пятницу нас расстреляли, а в субботу приехали из другой деревни дедушка и мамина сестра. Они нашли меня в яме, положили в тачку. Тачка подскакивает, мне больно, я хочу кричать, а у меня нету голоса. Я мог только плакать… Долго не разговаривал… Очень долго… Десять лет…
А там, где был наш дом, дедушка собрал в корзинку косточки… Полной корзинки даже не было…
Дети в концентрационных лагерях.
Всех тех, кого фашисты не расстреляли, не сожгли заживо, они угоняли в концлагеря, разбросанные на всей оккупированной ими территории, в самой Германии. Бухенвальд, Освенцим, Дахау, Майданек … об этих концлагерях слышали все. 18 млн. людей из 23 стран мира с грифом « возврату не подлежит» вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы.
Среди узников были и дети. Насильно разлученные с родителями, угнанные далеко от родных мест, упрятанные за колючую проволоку, они тысячами гибли от голода и болезней, испытали на себе издевательства, страх смерти преследовал их каждодневно. Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров (Большая Советская энциклопедия, 1973).
Просмотр видеоролика с песней «Саласпилс»( композитор Эдуард Абрамович Кузинер, автор стихов Яков Абрамович Голяков ).
На окраине прекрасного Балтийского города Рига находится одно из самых зловещих мест истории Человечества. Это Саласпилс, который известен как «детский лагерь смерти». Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Согласно данным Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков в захоронении содержится 7000 тыс. истребленных детей.
Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Менгеле, прозванный «Ангелом смерти». Близнецам переливали кровь и пересаживали органы друг друга, проводились операции по принудительной смене пола. Перед тем, как приступить к операции «добрый доктор мог погладить ребёнка по головке, дать ему шоколадку. При питании, состоявшем из 100 граммов хлеба и супа из овощных отходов, худые и болезненные дети использовались как источники крови для нужд немецких госпиталей. Кровь брали фашисты из тоненьких венок, спасая немецких солдат. По данным судебно-медицинской экспертизы было подсчитано, что из кровеносных сосудов детей было выкачено 3,5 тысячи литров крови (у 1 ребёнка брали примерно 500граммов крови.)
Дети блокадного Ленинграда.
Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск. Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения около 400 тысяч детей – от младенцев до подростков.
Детям пришлось пережить холод, голод, бомбежки, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца. Символом стойкости Ленинграда стала девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи:
“28 декабря 1941 года Женя умерла…
Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Девочке Тане 11 лет…
Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её уже было невозможно…
Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дяди, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце – столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – одиннадцать
Я расскажу вам, что было потом.
Эвакуация, хлеб и детдом,
Где после голода, всех испытаний
Выжили все. Умерла только Таня.
Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повторится!»
Илья Малышев
газета «Пионерская правда» №74-1989г.
По Ладожскому озеру, на грузовиках, под покровом ночи вывозили детей, женщин и тяжелобольных. Люди были истощенные, голодные, очень исхудалые, закутанные, во что придётся. А перед рассветом, стараясь проехать эти 30-32 км, шофёры очень гнали, чтоб не стать живой мишенью на льду для вражеских самолётов. Представьте: кузов полон людей, матери держат на руках маленьких детей. Машина мчит во весь дух, тряхнёт грузовик на ледяном бугре, и из рук измождённых, замёрзших матерей выскальзывает и падает за борт машины драгоценный свёрток с грудным ребёнком. 5-6 маленьких трупиков находили за ночь на холодном льду…
Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб только наполовину состоял из муки, в него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.
Но все же дети мечтали о будущем, о будущем без войны. И поэтому, преодолевая слабость, в лютый холод, под обстрелами – они шли в школу. В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Ребята находили силы не только на учебу, они приходили в госпиталь к раненым: убирали в палатах, пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова. С 1943 года в городе были организованы команды тимуровцев. Они навещали стариков, больных, разносили почту.
Дети – герои Великой Отечественной Войны.
Вместе со взрослыми сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, отдавали жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.
За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков, Саша Чекалин были удостоены звания Героя Советского Союза.
Леня Голиков. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».
В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.
Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.
Валя Котик. Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье. Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.
Марат Казей. Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».
В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко. Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Саша Чекалин. В 1941 году окончил 8 классов средней школы города Лихвин (ныне — Суворовского района Тульской области). С началом Великой Отечественной войны вступил добровольцем в истребительный отряд, а затем, когда территория Тульской области была частично оккупирована немецкими войсками, стал разведчиком в партизанском отряде «Передовой». Занимался сбором разведсведений о дислокации и численности немецких частей, их вооружении и маршрутах передвижения. На равных с другими членами отряда участвовал в засадах, минировал дороги, нарушал связь противника и пускал под откос эшелоны. В начале ноября 1941 года был захвачен, подвергнут пыткам и 6 ноября повешен на городской площади города Лихвина. 4 февраля 1942 года Александру Чекалину было посмертно присвоено звания Героя Советского Союза.
По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов. Дети оставались в регулярной части с разрешения командира подразделения, которые вносили его в список части и ставили на довольствие. В этом случае ребёнку выдавалось обмундирование; могло быть выдано и личное оружие. Большинство из сыновей полка просто выполняли различные хозяйственные функции в подразделении. Однако немало среди них принимали непосредственное участие в боевых действиях: юные разведчики, пехотинцы, танкисты, юнги.
В апреле 1943 г. Аркадий Каманин прибыл в штурмовой авиационный корпус, которым командовал его отец, на Калининский фронт. Сначала Аркадий работал механиком по спецоборудованию в эскадрилье связи. Затем на двухместном самолете связи У-2 начал летать в роли бортмеханика и штурмана-наблюдателя. В июле 1943 года был выпущен в первый "официальный" самостоятельный полет на самолете У-2. После чего четырнадцатилетний Аркадий назначается на должность летчика. Воевал на нескольких фронтах: Калининский фронт , 1-й Украинский фронт, 2-й Украинский фронт. За весь период своей службы А. Каманин произвел более 400 вылетов на задание.
В действующей армии служили и «дочери полка»: на 3-м Украинском фронте служила десятилетняя санитарка Вера Белякова, воевала 14-летняя пулемётчица Маша Щербак, спасла от взрыва госпиталь в Бернау 13-летняя санитарка Валя Таран, начавшая свою службу в 10-летнем в возрасте в Керчи.
Самым юным сыном полка, награждённым боевой наградой, медалью «За боевые заслуги» стал шестилетний Сергей Алешков, который под Сталинградом спас командира, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими офицерами.
Дети- герои…. Двенадцать, четырнадцать лет. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась. Мы не знаем, кем бы они выросли - поэтами, учеными, космонавтами, строителями? Но знаем, что потеряли очень хороших людей, которые совершили бы ещё немало доброго.
Дети – труженики тыла.
В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов.
Пионерские противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль “За оборону Москвы”. Медалью “За оборону Ленинграда” были награждены более 15 тысяч пионеров.
Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Их трудовая деятельность явилась замечательным примером беззаветного служения Родине, своему народу. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе со взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым. В соответствии с указаниями ЦК ВКП(б) и местных партийных и советских органов учебный год в период Великой Отечественной войны начинался I октября и заканчивался в середине мая. Все остальное время учащиеся трудились.
Архангельская область находилась далеко от линии фронта, но тяготы военного времени ее население познало сполна. Дети и подростки работали на лесопильных и судоремонтных заводах Архангельска, на предприятиях легкой промышленности и в сельском хозяйстве, на лесозаготовках. Более 40 тыс. подростков Архангельска было направлено в ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения, чтобы затем заменить отцов и братьев на промышленных предприятиях. По трудовой мобилизации во время войны ежегодно привлекались на разнообразные работы до 8 тыс. старшеклассников. Во время Великой Отечественной детскими руками было отремонтировано 187 кораблей.
Не все знают, что Архангельск в военное время, так же как и Ленинград, пережил голод. С первых месяцев войны хлеб выдавали по карточкам, норма выдачи опускалась до значений блокадного Ленинграда (125 грамм). В 1942-1943 годах в летние месяцы архангельские подростки заготавливали рыбу, водоросли, собирали на птичьих базарах яйца, били кайру на Новой Земле, занимались промыслом морского зверя.
1 октября 2019 года в Архангельске был установлен памятник «Детям войны»( скульптор Денис Стритович).
В основе памятника – образ пирса, по которому идут дети: мальчик-юнга и девочка, везущая сани с рыбой. Праобразом девочки, волокущей рыбу на санках, стала ребёнок войны, труженица тыла, Валентина Покулина.
Реальный человек и мальчишка, который, как взрослый, обсуждает что-то с рабочим завода (их фигуры изображены на втором плане). Это Толя Соколов, он в составе так называемой девятки (группы из девяти выпускников ремесленного училища) пришел на 402-й завод в Северодвинске. Им и их сверстникам, посвящены строки стихотворения поэтессы Валентины Салий, которые размещены на пилонах скульптуры – как олицетворение уважения к подвигу детей той далекой поры.
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.
Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
Из воспоминаний Валентины Покулиной:
Когда началась война, мне было 12 лет. Я помогала маме в военном госпитале, квартировавшем в здании 95-й школы, работала на лесозаводе, а во время налетов вместе с другими школьниками дежурила на чердаках жилых домов, спасая деревянный город от "зажигалок". Но страшнее пожаров был голод: в 1942 году было совершенно голодно. Мы, школьники, считались "иждивенцами" и получали всего 150 граммов хлеба в день. Нечем было кормить малышей даже в детских домах. И как-то мы узнали, что на побережье выловлено много сайки - настолько много, что артельщики в Соломбале выбрасывали ее прямо на берег. Поэтому женщины и подростки решили вывезти эту рыбу сами - больше некому было. И вот, идем: женщины - с большими волокушами, мы - с детскими. Много километров шли - через заснеженные поля, реки, нежилые деревни - друг за другом, цепочкой, стопа в стопу. Но самым страшным был путь обратно - тащить по бездорожью тяжелый мешок рыбы было неимоверно тяжело. И тащила я его, само собой, не домой: вместе с другими сдала мешок на складе в Соломбале, получив взамен… два килограмма сайки.
Советские люди стремились помочь армии всем, чем только могли. Одним из патриотических движений в те дни были различные взносы в фонд обороны страны, усиление её боевой мощи. Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно–Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги они приобретали танки, самолёты, “Катюши” и другое оружие и передавали их воинам действующей армии.
Патриотическое движение пионеров и школьников за сбор средств для строительства танков и танковых колонн охватили все школы страны. К весне 1943 года молодёжь и школьники собрали на вооружение для действующей армии около 542 млн. рублей. На многих фронтах в воздухе были пионерские боевые самолёты: “Пионер Сибири”, “Ташкентский пионер”, “Пионер Узбекистана”, “Пионер Ростова”, “Пионер Кирова”, “Пионер Коми АССР” и др.
Школьники Архангельской области не стали исключением: только в 1943 г. ими было собрано 445 466 рублей ( стоимость танка Т- 34 - 1943 года выпуска - 141 822 рублей; истребителя Ла-5 -106 тыс. рублей, Як-9 – 123 тыс. рублей ).
Простые мальчишки и девчонки выдержали войну и победили вместе со взрослыми.
Победа досталась нам очень дорого, поэтому об этом мы должны знать. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую жизнь!
Объявляется минута молчания.
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!